На Неделе предпринимательства в Башкортостане обсудили развитие креативных индустрий и поиск новых точек роста

28.05.2021

На Неделе предпринимательства в Республике Башкортостан состоялся Publiс talk «Креативные индустрии. Новые точки роста». Мероприятие проводится с 24 по 28 мая в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Ведущими спикерами заседания выступили председатель Госкомитета Республики Башкортостан по предпринимательству Нияз Фазылов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в РБ Флюр Асадуллин, председатель Госкомитета Республики Башкортостан по туризму Эльмира Туканова, предприниматель Азамат Юлдашбаев, директор IT компании «Эволюция» Рустам Валеев, вице-президент ТПП РБ Вадим Утяшев и директор Креативного агентства BezNebes Евгений Никонов. Модерировала Наталия Белякова, старший научный сотрудник Центра территориального и городского развития РАНХиГС, эксперт АСИ, партнер Institute of Place Management.

Участие в обсуждениях приняли предприниматели, занятые в рекламе, телевидении и анимации, дизайне и архитектуре, культуре и других творческих сферах.

Креативные индустрии – это бизнес, где капитализируется интеллектуальный труд и таланты человека: от IT-сектора до ремесленничества. Они становятся заметным драйвером развития экономики. 2021 год объявлен ООН Международным годом креативной экономики. Президент Российской Федерации Владимир Путин также отмечал растущий экономический эффект креативных индустрий для страны. Почти 5% ВВП России составляют доходы от креативных индустрий, среднемировая динамика прироста – 10-15%. В Башкортостане вклад креативных индустрий в ВРП (валовый региональный продукт) достигает 4,5%.

– Наибольший вклад в ВРП вносит креативный кластер города Сибая, около 10%. Далее Уфа, Стерлитамак, Бирск, – открыл дискуссию руководитель Госкомитета РБ по предпринимательству Нияз Фазылов. – Для определения новых точек роста нужно понимать приоритетные направления и перспективы развития муниципальных районов и городских округов республики.

Наибольшим потенциалом для роста обладают народно-художественные промыслы, ведь национальные культуры – практически неисчерпаемый ресурс для бизнеса, отметили спикеры. Предприниматель и ремесленник Азамат Юлдашбаев рассказал, что всегда настраивал команду на мировой рынок, импульс продажам дали интернет-технологии.

– Надо работать и идти в ногу со временем. Когда мы запустили Тик-ток [канал бренда в соцсети «Тик-ток» – прим. ред.], на след день мы получили два первых зарубежных заказа. Сейчас есть заказы из США, Канады, Японии, – поделился он историей успеха. – Сегодня современные технологии помогают создавать свой бренд. Главные условия – это интернет и почта для отправки заказов. Тик-ток дает нам основной трафик на Etsy и Ebay.

Расположение Башкортостана в центре страны – несомненная точка роста, обозначил директор BezNebes Евгений Никонов. Интернет не дает полного представления об авторе и его работах, а крупные заказчики предпочитают встречаться с исполнителями в офлайне. Барьером в развитии творческого бизнеса республики является нехватка специалистов, также отметил он.

Башкортостан – комфортный регион для ведения бизнеса, уверен уфимский разработчик технологий 3D-визуализации Рустам Валеев, и посоветовал не уезжать, а развиваться в республике.

– Для IT-компаний здесь легче найти основу, точку роста. Это финансово ёмкая сфера. Составить конкуренцию дорогим столичным компаниям достаточно просто, – отметил директор «Эволюции». – Уфа может генерировать до половины рынка страны, а это около 180 млрд рублей. Специалисты есть.

По словам вице-президента ТПП РБ Вадима Утяшева, креативные индустрии становятся той частью рынка, которая обеспечит наибольшую занятость населения, высвободившуюся в результате неизбежных процессов автоматизации производств.

– Чем больше творческих кадров смогут привлечь предприниматели республики, тем выше будет их конкурентоспособность, – отметил он, комментируя вопрос модератора о развитии «экономки впечатлений».

Сфера туризма также относится к креативным индустриям. Говоря о развитии данного направления, председатель Госкомитета по туризму Эльмира Туканова привела сравнительные с регионами России данные.

– Мы выяснили, что во время пребывания в Башкортостане туристы в среднем оставляют 2 тысячи рублей в сутки без проживания. В Свердловской области – около 3,5-4 тысяч. Получается, сфера услуг не достаточно развита, – сообщила она. – В ближайший год будем ориентированы на внутренний туризм. Нам не хватает молодых, креативных предпринимателей, которые будут предоставлять новые виды услуг.

В ходе обсуждений было отмечено, что правильная расстановка приоритетов, реализация национальных проектов по предпринимательству и цифровизации экономики выведут креативные индустрии республики на новый уровень развития, что обеспечит экономический рост и увеличение экспорта продукции и технологий.

Справочно:
Суммарная выручка креативных бизнесов в республике составляет порядка 130 млрд руб. – это почти 3% от дохода всех организаций, зарегистрированных в регионе. Больше всего в совокупном показателе заметны доходы архитекторов (82,3 млрд руб.). На научные исследования и разработки приходится 20,7 млрд руб.; 6,5 млрд руб. – IT.
В республике действуют более 13 тыс. креативных компаний и индивидуальных предпринимателей, которые работают в различных индустриях – арт-бизнес, мода, кино и анимация, дизайн, реклама, ремесло и т.д. В сфере заняты более 34 тыс. человек.

Презентация об услугах

Новый выпуск газеты

Фонд в соцсетях