
15.06.2021
В 1 квартале 2021 года, с окончанием действия программ государственной поддержки, положение малого и среднего бизнеса заметно ухудшилось. Об этом говорится в специальном докладе «МСП/Постковид. Время для системных изменений», подготовленном в рамках ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Президенту России.
С 2020 года аппарат Уполномоченного совместно с Институтом роста экономики им. П.А. Столыпина и Сбербанком России проводит пилотный проект по измерению «Индекса роста МСП».
Индекс рассчитывается, исходя из динамики нескольких параметров: совокупные поступления на счет с банковских карт (вес 0,4), общий объем фонда оплаты труда (вес 0,2), среднее количество занятых на 1 субъект МСП (вес 0,2), средний размер поступлений с банковских карт на 1 субъект МСП (вес 0,2). Итоговое значение приводится к шкале от -50 до +50.
И если итоговый Индекс роста МСП 2020/ 2019 равнялся 4 (характеризовался, как стагнация), то его значение в I квартале 2021 года по отношению к I кварталу 2020 года – минус 30 (характеризуется, как спад).
В 2020 году резкое падение спроса в секторе МСП было компенсировано сначала денежными субсидиями населению, затем снятием ограничений, однако с концом 2020 года рост спроса был исчерпан. В I квартале 2021 – вновь падение выручки на 13%.
Общий объем ФОТ был поддержан субсидиями в размере МРОТ и кредитами под 2%, но он последовательно снижается в 2021 году.
Средний объем поступлений на счет одного МСП (выручка от реализации, поступления от контрагентов, кредиты и т.д.) в III и IV кварталах 2020 года фактически даже увеличивался за счет программ поддержки и обеления деятельности, однако в I квартале 2021 года снизился на 19%.
Чтобы сгладить последствия продолжающегося спада, в спецдокладе предлагается продолжать и наращивать меры государственной поддержки.
В частности, расширить сферу действия программы ФОТ 3.0, распространив ее на компании, которые по итогам 2020 года столкнулись с падением выручки более чем на 30% по сравнению с 2019 годом. А также отменить необходимость для получения кредита по ФОТ 3.0 обязательно являться участником программы ФОТ 2.0.
Провести налоговую амнистию – признать безнадежной к взысканию задолженность по налогам и взносам на 1.03.2021 для компаний с оборотом до 2 млрд. руб., чья выручка в 2020 году снизилась более чем на 30 % по сравнению с 2019 годом, и для остальных компаний, если их выручка снизилась на 50 % и более за тот же период;
Ввести мораторий на повышение кадастровой стоимости.
Создать «банк плохих долгов». Выкупать образовавшиеся в результате кризиса дефолтные кредиты для реструктуризации и последующей продажи при нормализации экономической ситуации.
Из опроса следует, что наиболее эффективной мерой для стимулирования роста предприниматели считают снижение налоговой нагрузки на предприятия, создающие новые рабочие места. В марте 2020 года так считали 52,3%, в марте 2021-го – 52,7%. На втором месте по популярности стоит идея налоговой амнистии для МСП (21,1% и 26,0% соответственно). На третьем – уменьшение суммы налога на прибыль на сумму капитальных вложений в оборудование (23,1% и 23,6%).
С мерами по совершенствованию налогообложения сектора МСП, сформулированными в спецдокладе можно ознакомиться на сайте Уполномоченного по защите прав предпринимателей РФ: https://ombudsmanbiz.ru/2021/05/boris-titov-otmetil-rezkoe-uhudshenie-pokazatelej-msp-posle-zavershenija-osnovnyh-programm-gospodderzhki/#1