Проверка цен по сделкам налогоплательщиков в ходе налоговых проверок

03.08.2015

Анализ судебной практики показывает, что у каждого налогоплательщика есть риск быть подвергнутым ценовому контролю в отношении любых сделок со стороны налоговых органов при проведении плановой выездной или камеральной налоговых проверок, с возможными налоговыми доначислениями.

Так, специальные положения глав 21 и 25 НК РФ, регулирующих порядок определения налоговой базы по НДС и налогу на прибыль, предписывают налогоплательщикам определять таковую с учетом статьи 105.3 НК РФ, что дает право налоговым органам проверять правильность формирования налоговой базы и полноты уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами (статья 31 НК РФ). Кроме того, положения НК РФ не устанавливают запрет на осуществление ценовых проверок неконтролируемых сделок территориальными налоговыми органами в рамках  выездных и камеральных проверок; запрет на проведение ценовых проверок установлен только в отношении контролируемых сделок, полномочиями на осуществление которых наделено специальное подразделение ФНС РФ. Иначе говоря, нормы законодательства о налогах и сборах не содержат прямого запрета на осуществление территориальными налоговыми органами контроля за ценами, в том числе по сделкам взаимозависимых лиц между собой, за исключением контролируемых сделок.

Из таких же подходов исходит Минфин России в письме от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145, в котором указано, что в случаях совершения между взаимозависимыми лицами сделок, не отвечающих признакам контролируемых, в которых налоговая база исчисляется на основании положений отдельных статей части второй НК РФ исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, контроль соответствия цен, примененных в таких сделках, рыночным ценам может быть предметом выездных и камеральных проверок. Из правомерности доначисления налогов в рамках налоговых проверок по неконтролируемым сделкам исходят и некоторые арбитражные суды. Так, в одном из дел суд, признавая проведение контроля за ценами и доначисление налогоплательщику по неконтролируемой сделке правомерными, со ссылкой на статью 105.3 НК РФ указал, что сделки по предоставлению беспроцентного займа взаимозависимому лицу могут являться примером создания или установления коммерческих и финансовых условий, отличных от тех, которые имели бы место в сопоставимых сделках между независимыми лицами (Решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.03.2015 по делу N А29-10095/2014). В другом деле суд, подтверждая право территориального налогового органа на осуществление ценового контроля, указал, что поскольку спорный договор, в отношении которого был проведен контроль, не отвечает признакам контролируемой сделки, то инспекция правомерно и в пределах своих полномочий проконтролировала соответствие цен по сделке (Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 по делу N А10-2463/2014).

Более того, как показывает изучение судебной практики, суды не возражают против применения законоположений раздела V.1 НК РФ и осуществления контроля за ценами в случаях, когда проверка цен неконтролируемых сделок, в том числе между невзаимозависимыми лицами, сопряжена с получением налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды по причине искусственного завышения/занижения применяемых в сделках цен (Постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2013по делу N А19-539/2013, от 24.12.2014 по делу N А10-2463/2014 и пр.). Такой же подход был рекомендован и в письме Минфина России.

Таким образом, бизнес имеет достаточно высокие шансы быть подвергнутым ценовой проверке в отношении сделок с взаимозависимыми лицами при налоговых проверках, а также в отношении любых сделок, целесообразность или содержание которых с точки зрения рынка и деловых целей представляется налоговому органу сомнительными. Для этого последнему достаточно установить взаимозависимость сторон сделки в том числе по основаниям, прямо не предусмотренным законодательством (пункт 7 статьи 105.1 НК РФ), или установить факты злоупотребления налогоплательщиком своими правами при совершении сделок для получения налоговой выгоды, когда происходит завышение/занижение своих налоговых обязательств, где факт нерыночного ценообразования уже сам по себе может являться единственным основанием для отражения по результатам проверки.

Бизнесу необходимо учитывать эти риски при планировании сделок, формально не соответствующих критериям контролируемых согласно нормам раздела V.1 НК РФ, в особенности в случае их совершения с зависимыми компаниями или в холдинге, а также при планировании необычных/нестандартных или крупных для налогоплательщика сделок.

Источник: Общественный совет при УФНС России по Республике Башкортостан

Предприниматель Башкортостана

Дипломы фонда

Фонд в соцсетях