2 апреля в Уфе в рамках II Гражданского Форума НКО РБ состоялась секция «Участие НКО в экономическом развитии РБ»

03.04.2015

2 апреля в Уфе в рамках II Гражданского Форума НКО РБ была проведена тематическая секция под названием «Участие НКО в экономическом развитии РБ». Организатором работы секции выступила Общественная палата Республики Башкортостан.

В работе секции приняли участие директор Департамента инновационного развития Министерства экономического развития Российской Федерации, представители Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму, Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов, Управления Федеральной Антимонопольной службы Республики Башкортостан, Общественной палаты Республики Башкортостан, Фонда развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан, некоммерческих организаций и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Член Общественной палаты Республики Башкортостан, генеральный директор Фонда развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан Денис Мусин открыл работу секции. Он рассказал о роли НКО в экономическом развитии РБ. Экономической функцией некоммерческих организаций является мобилизация материальных и социальных ресурсов для наращивания производства и оказания различных видов социальных и хозяйственных услуг. К организациям, ведущим хозяйственную, производственную, социально-предпринимательскую деятельность, относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные объединения.

В ходе работы секции обсуждалась грань между коммерческой и некоммерческой деятельностью организаций, участие социально ориентированных НКО в государственных и муниципальных закупках.

Директор Департамента инновационного развития Министерства экономического развития Российской Федерации Артем Шадрин: «Очень важно вовлекать бизнес в партнерство региональных и местных органов власти по поддержке НКО. Поддержка фондов местных сообществ на мой взгляд это очень правильный механизм. Правильно когда в состав такого Фонда ресурсами входят и органы власти на паритетной основе, и бизнес, и сами НКО. Они совместно отбирают те проекты, которые готовы поддержать за счет этого фонда и проводят конкурс.

У региональных органов власти есть полномочия по предоставлению налоговых льгот в размере 14,5% по налогу на прибыль и полностью налог на имущество - этим можно стимулировать бизнес. Чем большую долю от доходов организация направляет в качестве пожертвования в НКО, тем больше сможет получить налоговых льгот.

Взаимодействие со СМИ должно происходить в формате информационной кампании (последовательный направленный набор информационных мероприятий в разных СМИ на региональном телевидении, в газетах, уличная социальная реклама). Важно чтобы на уровне регионов такого рода информационные кампании были спланированы и реализованы.

НКО можно сравнить с малым бизнесом, они так же создают рабочие места и платят налоги и помимо всего этого решают социальные задачи. Поэтому НКО необходимо выдавать субсидии. Я бы рекомендовал часть субсидий или грантов, которые распределяются из республиканского бюджета предоставлять на среднесрочную перспективу, но при этом нужно у НКО требовать отчетность, в т.ч. промежуточную в течение года. Мы ввели такой порядок, при котором те НКО, которые получают субсидии в нашем министерстве представляют публичный отчет в федеральной Общественной палате. Было бы полезно реализовать на региональном уровне такую же систему».

Исполнительный директор Ассоциации организаций предпринимательства Республики Башкортостан Ирина Абрамова

- АОП РБ провела исследование согласно которому работа Координационных советов на муниципальном уровне носит формальный характер и не помогает предпринимателям в решении их проблем. Заседания светов не проводятся, нет планов работы, не регламентируется порядок формирования членов совета (количественный и качественный состав), информация о совете в большинстве случаев не опубликована в сети интернет, нет протоколов заседаний и соответственно контроля за исполнением решений. Только 26 координационных советов возглавляют главы муниципальных образований. Поскольку на решение вопросов по поддержке предпринимательства имеет влияние только глава администрации необходимо, чтобы координационные советы МР возглавлял непосредственно глава МР. Составлены дорожная карта и методические рекомендации по повышению эффективности деятельности координационных советов при администрациях, составлен перечень вопросов рекомендуемых для обсуждения, выбраны несколько пилотных муниципалитетов, в которых планируется провести работу по «оживлению» этого инструмента. Закрытость властных структур и закрытость механизмов принятия ими решений являются самой главной проблемой для работы по развитию предпринимательства на уровне муниципалитетов. Необходимо в открытом доступе в сети интернет выложить информацию о земле (муниципальная, частная), свободные площади по недвижимости, свободные мощности по электроэнергии, газу, наличию дорог (в т.ч. железных дорог). Целью деятельности общественных объединений по поддержке предпринимательства должно стать не только обсуждение проблем СМП, но и выработка соответствующих рекомендаций.

Заместитель председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов Шафикова Гульнара рассказала об участии социально ориентированных НКО Республики Башкортостан в государственных и муниципальных закупках. С 1 января вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В соответствии с ним, не менее 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком, заказчики должны размещать среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО. Начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн рублей.

На республиканском уровне Госкомзаказом и внесен на рассмотрение в Правительство РБ проект постановления, затрагивающий интересы некоммерческих предприятий. В частности: государственным заказчикам и бюджетным учреждением  республики предлагается увеличить долю закупок у местных НКО, в том числе осуществляемым без проведения конкурентных процедур у единственного поставщика. В отношении социально ориентированных НКО и СМП рекомендовано не ограничиваться минимальной 15% квотой и расширить объем закупок у таких организаций. Клюевым инструментом поддержки социально ориентированных НКО и СМП должно стать их привлечение к исполнению контрактов в качестве субподрядчиков и соисполнителей. Кроме того в проекте предусмотрено активное проведение мероприятий информационно-разъяснительного характера для предприятий республики.

Председатель Государственного комитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму Гилязитдинов Вячеслав отметил:

- Доля СОНКО и СМП в госзаказе очень незначительна. Одной из основных причин  такой ситуации является неинформированность и необученность представителей этих организаций в части участия в госзакупках. Необходимо значительно усилить работу по обучению участию в госзакупках, в том числе обучению по участию в получении грантов. Существует очень много грантов и площадок, на которых они предоставляются, но социально ориентированные НКО и СМП о них не знают.

Заместитель руководителя УФАС по РБ Шакирьянова Ангелина, подчеркнула, что необходимо проводить работу по разукрупнению лотов в госзакупках. Сейчас в большинстве случаев на торги выставлены крупные лоты, которые объединяют все виды деятельности и подходят только для крупных предприятий. Кроме того, очень редко на торги выставляются такие услуги, которые соответствуют специфике деятельности социально ориентированных НКО.

Исполнительный директор БРО «ОПОРА РОССИИ» Лукманов Тимур озвучил проблемы потребительской кооперации в республике. Когда госорганы объявляют конкурс на оказание услуг, где в качестве исполнителей прописаны НКО в них не могут принимать участие кооперативы (как НКО). Кооператив в форме потребительского общества не может подать заявку, потому что он регистрируется не в Министерстве юстиции Республики Башкортостан, а в налоговой службе. Развитие потребительской кооперации не должно осуществляться одним монопольным исполнителем, а должна оказываться поддержка непосредственно проектам предложенным кооперативами.

Заведующий сектором развития малых форм хозяйствования Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан Муфтахетдинов Раиль рассказал о сельскохозяйственных потребительских кооперативах. Минсельхоз рассматривает кооперативы с точки зрения повышения эффективности производства сельхозпродукции, обеспечения продовольственной безопасности. Создание потребительского сельхозкооператива поможет решить проблемы со сбытом продукции для фермеров и малых форм хозяйствования. На сегодняшний день в республике всего 24 реально работающих потребительских кооператива. Необходимо создать организационно-экономические условия для объединения КФХ и ЛФХ. Предпосылкой к созданию сельскохозяйственных кооперативов является программа «Живое село», в рамках которой: оказывается содействие сельчанам со сбытом продукции, выделяется по 1 Га земли, субсидируются средства малой механизации. В Минсельхозе РБ реализуются программы поддержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм в виде грантов, одним из условий участия в данных программах является создание сельскохозяйственного потребительского кооператива. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы имеют право пользоваться всеми 48 видами государственной поддержки, реализуемыми через Минсельхоз.

По итогам работы секции «Участие НКО в экономическом развитии РБ» было подготовлено решение, в котором  сформулированы наиболее актуальные предложения в сфере деятельности НКО:

Проект

 

РЕШЕНИЕ

по итогам Секции №2 «УЧАСТИЕ НКО В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

 

В современных условиях качество государственного управления непосредственно связано с эффективностью и структурированностью публичной политики и институтов гражданского общества в целом. Мировая практика деятельности некоммерческих организаций (НКО) как одного из системообразующих элементов гражданского общества характеризуется постоянно возрастающим влиянием общественности на управленческие решения. Специфика российской действительности отличается разобщенностью гражданских структур, что влияет на эффективность их функционирования. Взаимовыгодное сотрудничество трех секторов - государственного, коммерческого и некоммерческого — может способствовать устойчивому развитию демократии в России.

На региональном уровне идет консолидация некоммерческого сектора путем создания координационных и общественных советов при республиканских и местных органах власти. При Главе Республики Башкортостан создан Совет по предпринимательству.

По опыту работы Общественной палаты РБ видно, что региональная власть реагирует, и учитывает мнения и решения, выработанные на площадке Общественной палаты. С уверенностью можно констатировать, что власть не вмешивается в деятельность НКО, не пытается влиять на политику некоммерческого сектора.

Сегодня многое делается для того, чтобы работа общественников осуществлялась на российские средства, государство увеличивает поддержку НКО в условиях социальной и экономической напряженности. Деньги выделяются путем конкурсных процедур, а грантооператоры при этом констатируют, что отдача от подобных инвестиций достаточно высока, так как третий сектор намного эффективнее, чем госорганы, и за меньшие деньги справляется с социальными задачами.

Исходя из вышеизложенного, участники Секции №2 «Участие НКО в экономическом развитии Республики Башкортостан» пришли к следующим выводам:

  1. На сегодняшний день не в полной мере исполнены нормы Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части внедрения процедур общественного контроля на региональном и муниципальном уровне. Президентом РФ обозначен курс на внедрение инструментов прямой демократии, обеспечивающих непосредственное влияние некоммерческого сообщества на принимаемые решения на федеральном, региональном и местном уровнях.

Для выполнения данной задачи, необходимо:

1)            Внедрить процедуру общественного контроля на региональном и муниципальном уровне, позволяющую представителям всех субъектов общественного контроля (в частности, НКО и гражданам) в онлайн-режиме участвовать в общественном мониторинге, слушаниях, обсуждениях, экспертизах, проверках, расследованиях и др. формах общественного контроля. С этой целью предлагается создать единый портал «общественного контроля», на котором бы размещалась  информация о планах, инициаторах и результатах проведения общественных экспертиз.

2)            Обеспечить внедрение на уровне субъектов РФ информационно-аналитических систем, проводящих в пассивном режиме оценку удовлетворенности граждан и некоммерческих организаций деятельностью должностных лиц в органах государственной власти и местного самоуправления.

3)            Создать систему оценки эффективности деятельности государственных и муниципальных служащих,  включая введение публичных контрольных оценок, влияющих на оплату труда государственных служащих. Предполагается, что на портале будет открытый ресурс, на котором некоммерческие организации смогут оценить деятельность того или иного государственного служащего.

 

  1. Внедрить практику проведения нулевых чтений с участием представителей НКО при разработке проектов законов и нормативно-правовых актов, с целью согласования позиций всех заинтересованных сторон в отношении проекта нормативно-правового акта, закона, госпрограммы и др., еще до момента запуска официальных процессов принятия документа. Продолжить работу над совершенствованием процедуры оценки регулирующего воздействия, по проведению экспертизы нормативных правовых актов Республики Башкортостан, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.  Для решения указанных задач, необходимо сформировать региональную экспертную сеть НКО, способную оперативно осуществлять экспертизу законопроектов и проектов решений органов власти разного уровня.

 

  1. В рамках реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», необходимо законодательно закрепить права общественных объединений обращаться в суды общей юрисдикции или арбитражные суды в защиту интересов своих участников.

 

  1. Обратиться к средствам массовой информации с предложением об активизации освещения деятельности НКО, привлечение внимания широкой общественности к вопросам оказания некоммерческими организациями социальных услуг населению и развития социального предпринимательства. Проработать вопрос о предоставлении специальных налоговых льгот средствам массовой информации, взаимодействующим с социально ориентированными некоммерческими организациями и публикующим социально значимую информацию.

4.

  1.  С целью обеспечения финансовой устойчивости и независимости НКО необходимо осуществить следующие мероприятия:

1) Рассмотреть вопрос о возможности введения налоговых льгот для юридических лиц, оказывающих материальную поддержку НКО.

2) Законодательно закрепить возможность граждан самостоятельно направлять часть налогов на доходы физического лица (НДФЛ) на поддержку деятельности той или иной социально ориентированной некоммерческой организации.

3) Инициировать внедрение на законодательном уровне отраслевого подхода к развитию некоммерческого сектора, при котором некоммерческие организации будут системно поддерживаться отраслью, в которой они работают.

4) Рекомендовать органам власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований оказывать имущественную поддержку некоммерческим организациям путем выделения нежилых помещений. Определить единые подходы и механизмы выделения нежилого имущества для НКО.

 

  1. С целью формирования профессионального кадрового состава для НКО предлагается:

1)      Проработать меры государственной поддержки некоммерческих организаций, направленных на обучение и повышение квалификации кадрового состава некоммерческих организаций.

2)      Включить в учебные планы и программы вузов, образовательных учреждений системы государственной службы подготовку специалистов для общественных организаций, в том числе НКО.

3)      Осуществлять обучение представителей НКО с целью формирования пула экспертов из представителей третьего сектора для включения их в систему государственного и муниципального управления.

4)      Организовать обучающую программу (повышение квалификации) для представителей НКО по организации общественного контроля.

 

  1. С целью снижения негативных последствий складывающейся экономической ситуации предлагается использование механизма потребительской кооперации:

1)      Необходимо разработать программу и стратегию развития потребительской кооперации в Республике Башкортостан.

2)      Привлечь к разработке данной программы представителей общественности, НКО, бизнес сообщества и других заинтересованных лиц.

3)      При разработке программы учесть опыт соседних регионов.

4)      Министерствам и ведомствам предусмотреть мероприятия направленные на поддержку кооперативного движения, в своих ведомственных и целевых программах.

 

  1. В целях налогового стимулирования развития НКО предлагаем:

1)      Проработать вопрос об изменении налогового законодательства в части значительного уменьшения отчислений налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и снижения размера взносов в государственные внебюджетные фонды сотрудников НКО.

2)      Рассмотреть возможность частичного или полного освобождаются от уплаты местных налогов с доходов, направляемых на уставную деятельность по отдельным категориям социально-ориентированных НКО.

3)      Проработать вопрос о значительном уменьшении (отмене) для НКО транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога.

4)      Необходимо существенно упростить налоговую отчетность некоммерческих организаций.

 

9.      В целях обеспечения открытости деятельности республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, повышения эффективности их взаимодействия с институтами гражданского общества:

1)      Обеспечить «неформальный подход» при формировании координационных и общественных советов при республиканских и муниципальных органах исполнительной власти.

2)      Включать в состав общественных советов членов Общественной палаты Республики Башкортостан, представителей заинтересованных общественных организаций, независимых экспертов.

3)      Республиканским органам исполнительной власти и органам местного самоуправления создать условия для организации работы и обеспечения деятельности координационных и общественных советов.

 

Предприниматель Башкортостана

Дипломы фонда

Фонд в соцсетях