10.09.2014
Как пишут бизнес-издания, власти поволжских городов взялись наводить порядок в уличной торговле. Киоски и мини-маркеты убираются с городских магистралей, а их хозяевам или предписывается осваивать более современные торговые форматы, или вовсе отказывается в предоставлении альтернативных мест размещения торговых объектов. Однако цивилизаторский напор при низком уровне административной культуры подчас приводит к конфликтам между предпринимателями и чиновниками.
Как показывает практика правозащитной деятельности бизнес-омбудсмена в Республике Башкортостан, самый проблемный сегмент в малом и среднем предпринимательстве региона – это сфера розничной торговли, в которой задействовано более 30% предпринимателей, и они чаще других сталкиваются с непродуманностью проводимой политики в этой сфере и отсутствием реальной поддержки со стороны органов власти.
Так, в адрес бизнес-омбудсмена поступают обращения, связанные с практической реализацией органами исполнительной власти и местного самоуправления Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части порядка и правил размещения нестационарных торговых объектов. На сегодняшний день, закон не дает четких понятий, определяющих порядок включения (исключения) из схемы размещения нестационарных торговых объектов. А где есть место для произвольного толкования норм, там есть и место для злоупотребления правом. Данная проблема присуща и другим регионам России.
Мониторинг обращений показывает, что зачастую в муниципалитетах не определены площадки размещения нестационарных торговых объектов, не продуманы организация их работы и осуществление контроля. Нередко органы местного самоуправления при утверждении схем размещения нестационарных торговых объектов не учитывают интересы предпринимателей и сельхозпроизводителей, создавая нездоровую конкуренцию с сетевыми компаниями. Зачастую решения о проведении аукционов или отказе в продлении договоров аренды принимаются муниципалитетом без возмещения средств, ранее вложенных предпринимателями в ремонт нестационарных торговых объектов, обустройство прилегающей территории.
Например, предприниматели г.Стерлитамак обратились к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в РБ с просьбой оказать содействие в оформлении правоустанавливающих документов на земельные участки под размещение нестационарных торговых объектах на остановках общественного транспорта и внутри кварталов жилых домов.
Предприниматели указывают, что сроки ранее заключенных договоров аренды на земельные участки истекли в декабре 2012 года, однако до настоящего времени договоры не продлены, обращения в КУС и муниципалитет города оставлены без ответа или даны ответы об отказе в продлении, арендную плату с указанного времени они не оплачивают. В настоящее время в Арбитражном суде РБ на рассмотрении находятся ряд исков муниципалитета о сносе объектов, без предоставления взамен иного земельного участка.
Предприниматели считают, что их права нарушаются, рекомендации Министерства промышленности и торговли РФ о предоставлении альтернативных вариантов размещения объектов при изъятии их для муниципальных нужд не учитываются.
- Кому вообще могли помешать эти торговые точки? - пишут предприниматели. - Понятно, что большинство из них явно не подходит под городской архитектурный стиль, но предприниматели никогда не отказывались привести эти киоски в порядок, за свой счет осуществить благоустройство прилегающих территорий!
- Поскольку речь идет о бизнесе, каждый бизнесмен на определенных условиях готов идти навстречу муниципалитету, если это требуется для нужд муниципалитета, - отмечают эксперты. - Но делаться это должно именно как с равноправными партнерами, а не просто – «мы решили, вашего киоска тут стоять не должно».
Подобные обращения поступают и из других городов и районов Республики, затрагиваемые вопросы являются системными.
- Пересмотр схем размещения нестационарных торговых объектов приводит к сокращению и даже прекращению малого бизнеса и, в конечном итоге, противоречит планам развития территорий и создания комфортной среды для граждан, - отметил бизнес-омбудсмен Рафаиль Гибадуллин. – Для предотвращения роста социальной напряженности в этой сфере требуется активное вмешательство государства и его официальных ведомств.
В конце августа 2014 года в г.Курск состоялось совещание по вопросам развития сельского хозяйства под председательством Премьер-министра Российской Федерации Дмитрия Медведева. На совещании рассматривались различные вопросы сельского хозяйства, но не обошлось и без обсуждения развития розничной торговли. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров отметил, что в ряде регионов установилась практика принудительного сокращения численности торговых объектов, которая не объясняется никакими экономическими факторами. Об этом свидетельствует многократно возросшее количество жалоб предпринимателей на произвол местных властей и ликвидацию бизнеса. Количество таких жалоб в 2013 году по отношению к 2011 году возросло в три-четыре раза, количество же жалоб граждан, недовольных закрытием торговых объектов, возросло в 4,8 раза.
По словам Дениса Мантурова, в Минпромторге в настоящее время разрабатывается законопроект, который внесет поправки в закон «О торговле» и устранит это негативное явление путем запрета произвольного сокращения количества торговых объектов, предложено также заключать договоры на размещение нестационарных торговых объектов на срок не менее пяти лет и продлевать сроки их действия с предпринимателями, желающими продолжать работу, без проведения торгов. Предприниматели с надеждой ожидают указанных изменений, озвученных министром.