Объективный подход или разорение? Рафаиль Гибадуллин о деятельности контрольно-надзорных органов в отношении предпринимателей

08.08.2016

В первом полугодии этого года сотрудники прокуратуры республики выявили более 570 нарушений закона в деятельности контролирующих органов. Между тем, даже на законных основаниях объекты проверок зачастую беззащитны перед контрольно-надзорными органами. О том, какие меры помогают снизить давление на предпринимателей, мы побеседовали с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Башкирии Рафаилем Гибадуллиным.

Как менялось количество проверок бизнеса за последний год?

В последнее время мы констатируем, особенно по итогам 2015 года, увеличение количества контрольно-надзорных проверок. Тем не менее, руководством страны многое сделано для того, чтобы упорядочить эту работу. Например, после того как президент России дал указание о снижении количества проверок со стороны контрольно-надзорных органов, МЧС отчиталось, что число проверок снизилось на 30%. И мы видим, что у нас уменьшилось количество жалоб. Но все равно это вызывает определенную тревогу и беспокойство предпринимателей, потому что сегодня предприниматель принципиально беззащитен перед контрольно-надзорными органами.

Если плановая проверка не является неожиданностью, и к ней можно подготовиться, то внеплановая – всегда неприятный сюрприз…

Сегодня, и мы это констатируем официально, резко возросло количество внеплановых проверок – в два раза больше, чем по плановым проверкам. Это в целом по стране. Причем нередко проверки проводятся по анонимным обращениям или по несоответствующим адресам. Вот здесь огромное поле для деятельности, в первую очередь для снижения коррупционных рисков. В апреле Путин поднял этот вопрос на одном из совещаний с общественными организациями предпринимательства, и уже 22 июня был принят закон о предупреждении тех, кто впервые совершил нарушение в силу тех или иных причин, чаще всего правовой неграмотности. То, чего мы добивались несколько лет подряд, – это вынесение предупреждения с последующим административным взысканием, если подобные нарушения повторяются. Мы очень рады, что по итогам работы общественных организаций предпринимательства по тем жалобам, которые приходят к нам и которые доведены до уровня президента страны, приняты соответствующие меры.

Какую роль играет аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей в республике в реализации контрольно-надзорной деятельности?

Мы много делаем для того, чтобы привести в порядок контрольно-надзорную деятельность, в соответствии с законом республики участвуем в проверках. Это очень часто дает положительный эффект, потому что наше участие в проверках позволяет более объективно и всесторонне рассмотреть то или иное нарушение и обойтись минимальным наказанием. А сейчас ограничатся предупреждением. Вынесение предупреждения резко снижает коррупционные факторы. Понятно, что есть возможность наложить штраф в 500 или 10 тысяч рублей на директора предприятия, или 500 тысяч рублей на юридическое лицо. И эта вилка всегда позволяет манипулировать ситуацией. Не секрет: если инспектор приходит с проверкой, он обязательно должен что-то найти, иначе его руководство говорит: «Подожди, а зачем ты ходил?».

С чем приходят? Есть ли какая-то типичная ситуация, с которой может столкнуться компания?

Например, вынесение штрафов юридическим и физическим лицам одновременно. Нередко они достигают значительных размеров – 600, 700, 800 тысяч. Например, недавно одна из организаций направила нам благодарность за разрешение конфликта, когда на предпринимателя был наложен штраф 600 тысяч рублей за нарушение закона о рекламе. Действительно, безграмотно надеясь, что это проскочит, повесил рекламные плакаты, не получив соответствующего разрешения, но сумма штрафа, конечно, весьма значительная. И все же, благодаря нашей тесной работе с прокуратурой республики, объективному подходу, иск о привлечении предпринимателя к административной ответственности был отозван, соответственно, он продолжил свою работу, иначе бы разорился.

Как вы считаете, какое решение поможет добиться справедливости в таких ситуациях?

Мы надеемся, что будут приняты решения по разграничению ответственности, налагаемой на малый бизнес, например, 10 человек – микропредприятие, средний бизнес – более 100 человек, и крупный бизнес. Сегодня мы видим, что законодатель предусмотрел одинаковые формы ответственности для любого уровня бизнеса. Вот я привел пример нарушения закона о рекламе. Если крупный бизнес это проглотит и не заметит, то для микробизнеса, для ИП штрафы в сотни тысяч рублей – серьезная нагрузка.

Помощь предпринимателям в вопросах, связанных с проверками контрольных органов, – это одна сторона. А как они могут помочь себе сами?

Необходимо сделать так, чтобы они знали, как вести то или иное направление деятельности, и в то же время – что с них спрашивается. К какой ответственности они могут быть привлечены, как правильно уметь защищаться. Видя, что происходит, учитывая обращения предпринимателей, мы в апреле-мае провели серию семинаров с контрольно-надзорными органами и постарались по максимуму использовать эти встречи, чтобы разрешить большинство вопросов, поднимаемых предпринимателями. 

Источник: Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РБ

Предприниматель Башкортостана

Дипломы фонда

Фонд в соцсетях