Поддержка Внешэкономбанком малого и среднего предпринимательства неэффективна

09.02.2015

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты экспертно-аналитического мероприятия «Оценка результативности участия банков с государственным участием и дочернего банка государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) – открытого акционерного общества «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства» в программах финансовой поддержки развития малого и среднего предпринимательства за 2012 – 2013 годы». Проверка носила плановый характер. 

С докладами по теме выступили аудитор Счетной палаты Андрей Перчян и директор Департамента Счетной палаты по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области государственного внутреннего и внешнего долга РФ, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния Сергей Кудрявцев.

Аудитор сообщил, что проверка была призвана оценить эффективность и результативность мер Внешэкономбанка по поддержке малого и среднего предпринимательства в России. Внешэкономбанк использует на эти цели средства федерального бюджета, в т.ч. средства Фонда национального благосостояния, которые передает в находящийся в его 100% собственности ОАО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (далее - МСП Банк). По состоянию на 1 января 2014 г. МСП Банку предоставлено 60,2 млрд. руб. для финансовой поддержки субъектов МСП, что составляет 57% всего фондирования банка. Общий объем средств, доведенных до субъектов МСП, составил на 1 января 2014 г. 96 млрд. руб. 

Андрей Перчян сказал, что механизм ВЭБа по кредитованию субъектов МСП через МСП Банк неэффективен и должен быть коренным образом пересмотрен. «Повышения доступности недорогих кредитов для субъектов малого и среднего предпринимательства не произошло. Отчасти это объясняется многоуровневой системой движения средств к заемщику, на каждом этапе которой происходит удорожание ресурсов», - сказал аудитор. В результате, субъекты МСП получают кредитные ресурсы по усредненной итоговой ставке 12,7% годовых*, что кардинально не отличается от среднерыночных значений в 2012-2013 гг. «Необходимо минимизировать кредитование через банки-посредники. Высвободившиеся в результате средства будет возможно направить на расширение финансовой поддержки субъектов МСП по направлениям лизинга, факторинга, микрофинансирования через соответствующие институты рынка», - сказал аудитор.

По его словам, МСП банк не разработал систему по контролю фактической ставки, по которой заемные средства доводятся до конечных заёмщиков. «В отчетности банков-партнеров МСП Банка не отражаются реальные ставки размещения (с учетом дополнительных комиссий), что не позволяет получать информацию об эффективной стоимости кредитов», - добавил Андрей Перчян.

Аудитор сказал, что доля МСП Банка на рынке кредитования малого и среднего бизнеса на 1 мая 2014 г. составила около 1,5%. Для сравнения: доля четырех банков с государственным участием на данном сегменте рынка в период 2012-2013 гг. составила 40%. Только доля Сбербанка составляла 24,3%. При этом, по словам аудитора, в среднесрочной перспективе доля банка на рынке не увеличится, даже с учётом докапитализации. «Анализ региональной структуры портфеля Банка показал, что распределение субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку, по федеральным округам аналогично общерыночным значениям. Наиболее активны в развитии малого и среднего предпринимательства – Центральный и Приволжский округа. На приоритетные Дальневосточный и Северо-Кавказский округа приходится в сумме не более 6% выдаваемых кредитов», - сообщил Андрей Перчян.

По словам аудитора, стратегия МСП Банка на 2013 – 2015 гг. не учитывает макроэкономическую ситуацию, а также изменения в бюджетной политике. «Стратегия не реалистична в части достижения задач, поставленных руководством страны перед банковским сектором по увеличению доступности долгосрочных и относительно дешевых инвестиционных ресурсов для реального сектора экономики», - сообщил он.

Так, по словам аудитора, в стратегии МСП Банка предполагалось нарастить объёмы поддержки инновационных МСП до 13,8 млрд. руб. по ставке не выше 10%. По итогам 2013 г. банк отчитался о существенных объемах кредитования в рамках стратегической ниши «Кредитование инновационного МСП» – 57,6 млрд. руб., суммировав инвестиционные кредиты на инновационные цели, на модернизацию и на повышение энергоэффективности. Между тем, фактически объем кредитных средств МСП Банка по договорам, направленным на инновационные цели не превысил 5,4 млрд. руб.

Кроме этого, аудитор сообщил, что в стратегии МСП Банка приводятся плановые показатели достигаемого эффекта от реализации финансовой поддержки субъектов МСП, однако банком не разработана система расчета их фактических значений по итогам реализации стратегии. «Три основных показателя эффективности реализации финансовой поддержки**, несопоставимы, хотя включены в отчетность, направляемую во Внешэкономбанк и Минэкономразвития. Их анализ не позволяет дать однозначную количественную оценку экономической эффективности реализации финансовой поддержки МСП», - сказал Андрей Перчян. По его словам, требуется разработка реальных показателей эффективности, отвечающих принципу сравнимости данных. 

Аудитор отметил, что в результате отзыва лицензий Банком России у четырех банков-партнеров МСП Банка просроченная задолженность МСП Банка возросла на 51% – до 1,57 млрд. руб в I-ом полугодии 2014 г. «При этом у МСП Банка практически нет возможности вернуть кредитные ресурсы за счет реализации залогов. Банки-партнеры, как правило, имеют задолженность перед кредиторами первой и второй очереди, так что когда очередность доходит до удовлетворения требований МСП Банка, конкурсная масса уже обнуляется», - сказал аудитор.

Сергей Кудрявцев сообщил, что по состоянию на 1 сентября 2014 г. в рамках механизма государственной гарантийной поддержки банковские гарантии на общую сумму 1,25 млрд. руб. (лишь 3,1% потенциально возможного объема в 40 млрд. руб.) предоставлены 13 субъектам среднего предпринимательства, действующим в сфере, не связанной с добычей и переработкой полезных ископаемых***, при общем количестве средних предприятий - юридических лиц на 1 января 2014 г. - 15 887 единиц. Государственной гарантией банковские гарантии МСП Банка обеспечены на сумму 0,63 млрд. руб. «Банковские гарантии были предоставлены МСП Банком субъектам среднего предпринимательства на срок 5-8 лет под инвестиционные проекты, направленные на организацию производства продуктов питания и непродовольственных товаров, а также на модернизацию и строительство котельных и реконструкцию зданий», - уточнил он.

Директор Департамента сказал, что процентные ставки по кредитам субъектам среднего предпринимательства, обеспеченным государственной гарантией, фактически не отличаются от среднерыночных значений. Так, по словам Сергея Кудрявцева, средневзвешенная ставка по портфелю кредитов, выданных банками-партнерами субъектам малого и среднего предпринимательства вне государственной гарантийной поддержки, составила на 1 января 2013 г. 12,61%, на 1 января 2014 г. – 12,72%.

При этом в рамках реализации механизма государственной гарантийной поддержки расчетные процентные ставки по кредитам субъектам среднего предпринимательства с учетом комиссии за использование банковской гарантии (от 1,5% до 1,7% годовых от ссудной задолженности по гарантии), составляли:

– от 11,7% до 12,8% годовых с использованием только собственных средств банка-партнера;

– от 11,65% до 14,75% годовых с использованием совместного фондирования кредита банком-партнером и МСП Банка;

– от 10,25% до 12,75% годовых с использованием только средств МСП Банка.

«Механизм предоставления государственной гарантийной поддержки субъектам среднего предпринимательства является неэффективным», - констатировал Сергей Кудрявцев. 

Коллегия приняла решение направить информационные письма в Правительство РФ и ВЭБ. Также отчет по результатам проверки будет направлен в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

*МСП Банк использует средства ВЭБа, а также кредиты Банка России по усредненной ставке 5,9%; маржа МСП Банка составляет 1,9%. Банки-партнеры, которых на льготных условиях кредитует МСП Банк, добавляют к этой цифре еще порядка 5% в виде своих процентных надбавок. В результате усредненная итоговая ставка для заемщика субъекта МСП складывается на уровне 12,7%.

**Количество дополнительно созданных и/или сохраненных рабочих мест; объем выручки субъектов МСП, воспользовавшихся услугами банков-партнеров и организаций инфраструктуры; объем налогов, уплаченных субъектами МСП, воспользовавшимися услугами банков-партнеров и организаций инфраструктуры.

***В 2013 г. Правительством РФ был создан механизм государственной гарантийной поддержки субъектов среднего предпринимательства, предусматривающий предоставление государственной гарантии в объеме до 20 млрд. руб. на срок до 20 лет на обеспечение обязательств ВЭБа по банковской гарантии, предоставленной им в пользу МСП Банка в объеме до 40 млрд. руб. на аналогичный срок. Свою очередь МСП Банк предоставляет банковские гарантии в пользу банков-партнеров в объеме до 40 млрд. руб. на обеспечение 50% обязательств субъектов СП перед банками-партнерами по кредитам на реализацию инвестиционных кредитов. 

Ключевые факты

  1. Механизм ВЭБа по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства через МСП Банк неэффективен: предприниматели получают кредиты по усредненной итоговой ставке 12,7% годовых.

  2. Доля МСП Банка на рынке кредитования малого и среднего бизнеса на 1 мая 2014 г. составила около 1,5%. При этом доля четырех банков с госучастием на данном сегменте рынка в период 2012-2013 гг. составила 40%.

  3. Стратегия МСП Банка на 2013 – 2015 гг. не учитывает макроэкономическую ситуацию и изменения в бюджетной политике.

Источник: сайт Счетной палаты РФ

Предприниматель Башкортостана

Дипломы фонда

Фонд в соцсетях