ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕРОК, ПРОВОДИМЫХ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫМИ ОРГАНАМИ, ОБСУЖДЕНЫ НА СОВЕЩАНИИ ПРИ ГЛАВНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ИНСПЕКТОРЕ

25.09.2015

22 сентября под руководством Главного федерального инспектора по Республике Башкортостан Андрея Чечеватова состоялось Координационное совещание с участием руководителей федеральных органов исполнительной власти Республики Башкортостан. В работе совещания также приняли участие прокурор Республики Башкортостан Андрей Назаров, заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Владимир Нагорный, представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РБ.

О контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления и субъектов малого и среднего бизнеса доложил прокурор Республики Башкортостан Андрей Назаров. Он отметил, что при подготовке плана проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 год прокуратурой республики отклонены как безосновательные свыше 3,5 тысяч проверок (20 %), предложенных контролирующими органами. Общее количество оставшихся в плане проверок составило около 13 тысяч.

Андрей Назаров напомнил участникам о трехлетнем запрете на плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого бизнеса. Мораторий назначен на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Он призвал руководителей контрольно-надзорных органов согласовывать с прокурорами планы проверок. Отметил, что в 1 полугодии 2015 года сотрудники прокуратуры предотвратили 403 незаконных контрольных мероприятия.

По вопросу осуществления надзора за деятельностью органов местного самоуправления Прокурор Республики отметил, что с 01 января 2014 года изменен порядок организации государственного контроля и надзора в отношении муниципалитетов.

«Уже второй год мы формируем ежегодный сводный план проверок в отношении муниципалитетов. Так, в сводный план проверок на 2016 год нами включены планы 14 контролирующих органов. Общее количество изначально заявленных плановых проверок составило более 830. По результатам изучения проектов планов прокуратурой республики исключено свыше 250 проверок.

Вместе с тем, отметил Андрей Назаров, претензий со стороны органов прокуратуры республики к работе органов местного самоуправления не уменьшилось: «В первом полугодии 2015 года прокурорами вскрыто более 6,5 тыс. нарушений закона в муниципалитетах, оспорено свыше 1700 незаконных правовых актов, 225 местных чиновников подвергнуты административной ответственности, в суды направлено свыше 600 исковых заявлений, внесено более 2 тыс. представлений, в отношении муниципальных служащих возбуждено 11 уголовных дел».

Андрей Чечеватов напомнил присутствующим, что Президент России Владимир Путин 13 июля поручил Правительству в срок до 1 декабря представить предложения по оптимизации структуры контрольно-надзорных органов и сокращению их численности, а также объединению по сферам деятельности и исключению дублирующих функций: «Я вновь обращаю ваше внимание на целесообразность и эффективность проверок, которые вы назначаете. Найдите время, изучите вопрос лично. 400 отклоненных прокуратурой проверок – это просчеты вашего планирования. Если бы вы вникли в каждую проверку, цифры были бы другие… Давайте мы договоримся, что на всех сборах и совещаниях глав муниципалитетов, будут присутствовать только первые лица контрольно-надзорных органов, которые компетентны и в состоянии проконсультировать и оказать методическую помощь главам муниципальных образований».

Комментируя итоги Координационного совещания, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РБ Рафаиль Гибадуллин подчеркнул, что в докладе федерального Уполномоченного Президенту страны В.Путину в т.ч. были рассмотрены основные проблемы, возникающие в ходе контрольно-надзорной деятельности.

По мнению башкирского бизнес-омбудсмена, выделенные проблемы можно систематизировать следующим образом: (причем эти проблемы характерны в целом для регионов страны).

Несмотря на государственную политику поддержки и развития бизнеса, число проверок и общее давление на него продолжает расти. Законом предусмотрено проведение плановых проверок не чаще 1 раза в 3 года, однако находятся поводы для проведения внеплановых проверок, а если проверка проводится, то инспектор не может уйти без выявления нарушения.

Далее, ответственность хозяйствующих субъектов за нарушения, выявленные при проверках, несоразмерна степени общественной опасности правонарушений и причинённого вреда. Сегодня со стороны контрольно-надзорных органов к субъектам МСБ предъявляются требования без учета категорий, уровня их развития. Административное приостановление деятельности - чрезвычайно строгая мера ответственности, фактически уничтожающая бизнес.

- Сегодня важнее изменить саму философию проверочной деятельности — сделать ее не карательным инструментом, а ориентиром для бизнеса, - подчеркнул Рафаиль Гибадуллин. - Внеплановые проверки нередко проводятся для контроля всей деятельности предприятия, а не только тех обстоятельств, которые послужили основанием для проверки. В ряде случаев внеплановые проверки, причиной которых служат обращения граждан, не соответствующие действующему законодательству, либо фальсифицированные. 
Нередко предприниматель не имеет доступа к оперативной информации о законности проверки, ее основаниях и предмете.

В соответствии с Республиканским законом Уполномоченный по ходатайству предпринимателей, в целях обеспечения соблюдения их прав может принимать участие в проверках, проводимых в их отношении.

Источник: Пресс-служба Аппарата по обеспечению деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РБ

Предприниматель Башкортостана

Дипломы фонда

Фонд в соцсетях